Руководитель
КГУ «Управление образования» г. Алматы
_____Г. Ходжабергенова
«__» ___________ 2019 г.
ПОЛОЖЕНИЕ
о проведении в г. Алматы VI Открытого чемпионата
по робототехнике и инновационным технологиям на Кубок Акима г. Алматы
«ALMATYTECHCUP»
1.1. Настоящий документ определяет цель, задачи, порядок проведения в г. Алматы чемпионата по робототехнике и инновационным технологиям (далее – Чемпионата).
1.2. Цели и основные задачи Чемпионата:
Проведение подобных чемпионатов поможет в коррекции существующих и внедрении новых программ обучения, создании кадрового резерва профессиональных инженеров и предпринимателей для экономики государства, выявлении, обучении, отборе и дальнейшем сопровождении талантливой молодежи – будущих инженерно-технических кадров для современных отраслей.
1.3. Наименование Чемпионата:
1.4. Организатором Чемпионата является коммунальное государственное учреждение «Управление образования города Алматы» (Республика Казахстан). Со-организаторами выступают: АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», Satbayev University, Университет «Туран», ТОО «Method Digital Education», бизнес-инкубатор «I-map», ИП «ROBO-TECH.KZ».
1.5. Члены экспертных комиссий, жюри и судейской коллегии Чемпионата, в целях обеспечения объективности оценки проектов и справедливости судейства соревнований, не должны быть аффилированы по отношению к участникам Чемпионата и членам Организационного комитета Чемпионата.
2.1. Общее руководство, подготовку и проведение Чемпионата осуществляет организатор и со-организаторы Чемпионата, составляющие Организационный комитет Чемпионата (далее – Оргкомитет) во главе с Председателем Оргкомитета.
2.2. Список со-организаторов пересматривается и утверждается организатором ежегодно.
2.3. Председатель Оргкомитета утверждается организатором.
2.4. Оргкомитет выполняет следующие функции:
2.5. Решения Оргкомитета фиксируются в протоколах и утверждаются Председателем Оргкомитета.
3.1. В Чемпионате принимают участие учащиеся образовательных организаций всех видов и типов, в том числе учащиеся образовательных организаций, находящихся за пределами Республики Казахстан, и учащиеся, находящиеся на домашнем обучении.
3.2. Каждая команда должна иметь руководителя. Руководителем команды является педагог, наставник или тренер, осуществляющий подготовку команды к соревнованиям. Один человек может являться руководителем нескольких команд одновременно.
3.3. Все члены одной команды должны принадлежать к возрастной категории, заданной правилами конкурса, и иметь форму одежды единого образца.
3.4. Все команды, заявленные к участию от одной образовательной организации, должны иметь руководителя делегации. Руководителем делегации может являться лицо, не моложе 21 года. Им может быть также лицо, не являющееся учащимся данной организации.
3.5. Участники при проведении Чемпионата должны иметь при себе необходимые средства и инструменты, обеспечивающие настройку и функционирование электроники, программ и механизмов проектов, заявленных к участию.
3.6. Участники должны принимать участие в Чемпионате только в порядке, объявленном Оргкомитетом, выполнять требования членов жюри, судейской коллегии и Оргкомитета, демонстрировать пример хорошего поведения и дисциплины.
3.7. Участники должны прибыть на место проведения Чемпионата ко времени начала проведения Чемпионата.
4.1. Место проведения Чемпионата – Республика Казахстан, г. Алматы, Кульджинский тракт, 2д, Halyk Arena.
4.2. Даты проведения: 26 и 27 апреля 2019 года. Начало: 26 апреля 2019 года, 10:00 по времени Алматы.
4.3. Чемпионат состоит из двух логических частей: Проекты и Соревнования. В рамках Чемпионата проводятся следующие конкурсы:
4.4. Заявки на проекты в категориях WRO Football и Advanced Robotics Challenge (ARC), WeDo Challenges, Beginners Challenge и IT-бизнес-проекты будут рассматриваться Оргкомитетом отдельно, в случае поступления.
4.5. Каждый конкурс Чемпионата может быть поделен на номинации. В список номинаций могут входить специальные номинации, приуроченные к определенным событиям и темам.
4.6. Каждый конкурс и номинация Чемпионата делятся на возрастные категории. Правила конкурсов в различных возрастных категориях могут существенно отличаться (см. приложения).
4.7. Правила конкурсов и номинаций определены в приложении 1 (Проекты) и приложении 2 (Соревнования) к настоящему документу.
4.8. Содержание программы Чемпионата формируется Оргкомитетом в соответствии с поступившими заявками и после предварительного ознакомления с проектами, представленными на Чемпионат.
4.9. Программу Чемпионата Оргкомитет публикует и рассылает заблаговременно.
4.10. Участникам во время проведения Чемпионата предоставляется рабочее место, оборудованное электрической розеткой, столом и стульями.
4.11. Регистрация участников Чемпионата, прибывающих из городов и областей Республики Казахстан и из зарубежных стран, производится по прибытии делегации до дня официального открытия Чемпионата.
4.12. Покрытие расходов, связанных с проездом, проживанием участников Чемпионата и сопровождающих их лиц осуществляется за счет направляющей стороны или за счет участников.
5.1. Команды для участия в Чемпионате должны предоставить заявки Оргкомитету в срок до 00:00 час. 20 апреля 2019 года.
5.2.Заявки принимаются Оргкомитетом через онлайн-форму, находящуюся по адресу http://techcup.kz
5.3. Одна команда участников может принять участие только в одном конкурсе и только по одной номинации (например: одна команда не может участвовать одновременно в сумо, кегельринге и программном проекте).
5.4. После получения заявки Оргкомитет проверяет ее на полноту, соответствие требованиям Чемпионата и соответствующего конкурса, соответствие заявленной возрастной категории. В случае выявления несоответствий, а также в случае нарушения указанного срока предоставления Оргкомитет вправе отклонить поданную заявку.
5.5. В целях обеспечения безопасности зрителей и участников Чемпионат проводится в соответствии с Рекомендациями по обеспечению безопасности при проведении массовых мероприятий. Руководитель делегации несет ответственность за жизнь и здоровье детей в пути и во время проведения Чемпионата.
6.1. Оргкомитет Чемпионата направляет участников к предназначенным для них местам, объявляет о начале и завершении отдельных мероприятий, о начале выступлений участников, об официальном открытии, награждении и закрытии Чемпионата.
6.2. После прибытия участникам предоставляется время на размещение, подготовку и прохождение проверки на соответствие правилам Чемпионата. Ко времени официального открытия Чемпионата все участники должны завершить вышеуказанные мероприятия.
6.3. Конкурсы проводятся в соответствии с правилами конкурсов и номинаций, определенными в приложениях к настоящему документу.
6.4. В ходе проведения Чемпионата жюри и судейская коллегия присуждают участникам баллы. Баллы присуждаются согласно правилам конкурсов и номинаций, определенным в приложениях к настоящему документу.
7.1. Победителями Чемпионата по каждому конкурсу, номинации и возрастной категории являются команды, показавшие лучшие результаты, рассчитанные в соответствии с правилами конкурсов и номинаций, определенными в приложениях к настоящему документу.
7.2. Победители определяются жюри и судейской коллегией. Члены Оргкомитета объявляют победителей в ходе награждения.
7.3. Оргкомитет определяет абсолютного победителя Чемпионата на Кубок Акима города Алматы. Абсолютный победитель Чемпионата определяется по сумме баллов, набранных командами одного учебного заведения по всем конкурсам.
7.4. Команды-победители Чемпионата и руководители этих команд награждаются дипломами и ценными призами.
7.5. Все участники Чемпионата получают грамоты об участии.
7.6. Информация о конкурсных работах победителей размещается на официальном интернет-сайте.
8.1. Чемпионат проводится за счет бюджета КГУ «Управление образования города Алматы» и на внебюджетные средства.
8.2. Расходы, связанные с проездом, проживанием участников Чемпионата и сопровождающих их лиц осуществляется за счет средств направляющей стороны.
8.3. Призовой фонд Чемпионата формируется за счет спонсоров. Размер минимального взноса спонсора и список спонсоров определяются Оргкомитетом.
9.1. Настоящий документ вступает в силу с момента утверждения, после чего подлежит публикации на официальном интернет-сайте Чемпионата.
9.3. Отдельные пункты настоящего документа могут быть изменены в соответствии с пунктом 2.4 настоящего документа.
Приложение 1
к Положению о проведении
в г. Алматы VI Открытого чемпионата по робототехнике и инновационным технологиям
Проекты
1.1. Работы участников конкурса «Инженерный проект» должны соответствовать как минимум одному из следующих направлений:
1.2. Требования к работам:
1.3. Возрастные категории:
Возраст самого старшего из участников команды не должен превышать указанный в категории возрастной диапазон на дату окончания проведения Чемпионата.
1.4. Заявка на участие в Чемпионате должна содержать:
1.5. Презентация проекта должна содержать:
1.6. Перед Чемпионатом Оргкомитетом проводится дистанционный отборочный тур проектов. Дата проведения отборочного тура определяется Оргкомитетом и указывается на интернет-сайте Чемпионата. Для отбора заявок Председателем Оргкомитета создается Экспертная комиссия, состоящая из 3 или более экспертов.
1.7. На Чемпионате проект командой может презентоваться в устной форме с обязательной демонстрацией функционирования устройства, механизма или макета. Время презентации – 2 минуты, и 3 минуты отводится на вопросы. Всего – 5 минут. По желанию команды могут использовать свои медиа материалы в рамках отведенного времени. Если команда презентует проект на английском языке, то к результирующей средней сумме баллов команде добавляется дополнительно 0,5 балла.
1.8. Каждый член жюри Чемпионата присваивает каждой команде участников баллы по каждому из критериев конкурса.
1.9. Критерии конкурса:
1.10. Допустимый диапазон баллов – от 1-го до 5-ти, где:
Допустимый минимальный шаг – 0,1 балла.
1.11. В целях определения победителей все баллы, присужденные участнику одним членом жюри по каждому критерию, суммируются. Затем со всех сумм баллов, присужденных членами жюри, отбрасываются самая высокая и самая низкая сумма баллов (при количестве членов жюри больше трех). Далее оставшиеся суммы баллов усредняются. Победителем объявляется команда, получившая максимальную среднюю сумму баллов.
1.12. В случае равенства средних сумм баллов у нескольких участников председатель жюри вправе присуждать отдельным участникам дополнительные баллы по согласию большинства членов жюри.
2.1. Работы участников должны соответствовать как минимум одному из следующих направлений:
- Scratch (только для участников младшей возрастной категории, см. п 2.4): проект, созданный в среде разработки Scratch;
- разработка для веб-сайта или приложения: динамический веб-сайт или одностраничное приложение, созданное без использования готовых движков (например, Wordpress) и облачных сервисов (например, Wix),
- разработка игр: игра, созданная «с нуля» или на одном из игровых движков, программная разработка в области виртуальной или дополненной реальности;
- разработка для мобильного устройства: самостоятельно разработанное мобильное приложение для платформы Android или iOS.
2.2. Работы участников могут быть в различных направлениях. За решение конкретной социальной проблемы жюри имеют право присудить дополнительные 0.5 балла.
2.3. Участники могут защищать проекты на любом из 3-х языков. Если команда презентует проект на английском языке, то к результирующей средней сумме баллов команде добавляется дополнительно 0,5 балла.
2.4. Возрастные категории:
Возраст самого старшего из участников команды не должен превышать указанный в категории возрастной диапазон на дату окончания проведения Чемпионата.
2.5. Количество участников в команде не должно превышать 2-х человек (руководитель не входит в количество участников).
2.6. Заявка на участие в Чемпионате должна содержать:
2.7. Презентация проекта должна содержать (для средней и старшей возрастной категории):
2.8. На финальном этапе Чемпионата в день проведения конкурса участникам дается 3 минуты на проведение презентации и 2 минуты – на ответы на вопросы жюри. Всего – 5 минут
2.9. Каждый член жюри Чемпионата присваивает каждой команде участников баллы по каждому из критериев конкурса. Жюри состоит не менее, чем из трех человек.
2.10. Критерии конкурса:
2.11. Допустимый диапазон баллов – от 2-х до 5-ти, где:
2.12. В финал проходит не более 5 команд в каждой возрастной группе, за исключением случаев недобора команд в другой возрастной группе (в таком случае возможна компенсация количества участников по другой группе).
2.13. Перед Чемпионатом Оргкомитетом проводится дистанционный отборочный тур проектов. Дата проведения отборочного тура определяется Оргкомитетом и указывается на интернет-сайте Чемпионата. Для отбора заявок Председателем Оргкомитета создается Экспертная комиссия, состоящая из 3 или более экспертов.
2.14. В целях определения победителей все баллы, присужденные участнику одним членом жюри по каждому критерию, суммируются. Затем со всех сумм баллов, присужденных членами жюри, отбрасываются самая высокая и самая низкая сумма баллов (при количестве членов жюри больше трех). Далее оставшиеся суммы баллов усредняются. Победителем объявляется команда, получившая максимальную среднюю сумму баллов.
2.15. В случае равенства средних сумм баллов у нескольких участников председатель жюри вправе присуждать отдельным участникам дополнительные баллы по согласию большинства членов жюри.
3. Правила конкурса «Проект для WRO 2019 (Open Category)»
3.1. Данный конкурс является региональным отборочным этапом Всемирной олимпиады роботов (World Robot Olympiad, WRO) по творческой категории (Open Category).
3.2. Необходимо создать робототехнический проект на тему сезона. Команда должна не только изготовить и запрограммировать свой проект, но и продемонстрировать свою компетентность в ходе презентации проекта (касаемо выбранной проблемы, проведенного исследования, устройства и принципа работы конструкции и программы проекта), а также свой командный дух.
* регистрация команд проводится на сайте (http://wro.nis.edu.kz)
4.1. Команда участников конкурса «IT-бизнес проект» не более 3 человек. Работы должны содержать: разработанный бизнес план, 1-2 минутную видео-презентацию бизнес идеи и презентацию проекта не более 10 слайдов.
4.2. Требования к работам:
4.3. Возрастные категории:
а) средняя: от 14 до 15 лет включительно;
б) старшая: от 16 до 19 лет включительно.
Возраст самого старшего из участников команды не должен превышать указанный в категории возрастной диапазон на дату окончания проведения Чемпионата.
4.4. Заявка на участие в Чемпионате должна содержать:
4.5. Перед Чемпионатом Оргкомитетом проводится дистанционный отборочный тур проектов. В основной тур проходят проекты, успешно прошедшие отборочный тур. Дата проведения отборочного тура определяется Оргкомитетом и указывается на интернет-сайте Чемпионата. Для отбора заявок Председателем Оргкомитета создается Экспертная комиссия, состоящая из 3 или более экспертов.
4.6. На Чемпионате команда, прошедшая в основной тур, презентует проект. Время устной презентации 3 минуты, показ ролика 2 минуты и 3-5 минут отводится на вопросы. Всего – 10 минут. По желанию команды могут использовать свои медиа материалы в рамках отведенного времени.
4.7. Каждый член жюри Чемпионата присваивает каждой команде участников баллы по каждому из критериев конкурса. Критерии конкурса:
Допустимый диапазон баллов – от 1-го до 5-ти, где:
4.8. Допустимый минимальный шаг – 0,1 балла. В целях определения победителей все баллы, присужденные участнику одним членом жюри по каждому критерию, суммируются. Далее суммируются баллы всех судей по каждой команде в отдельности. Победителем объявляется команда, получившая максимальную сумму баллов.
В случае равенства сумм баллов у нескольких участников председатель жюри вправе присуждать отдельным участникам дополнительные баллы по согласию большинства членов жюри.
5. Правила конкурса «3D - моделирование и 3D - графика»
5.2. Требования к конкурсным проектам:
Проект для конкурса должен представлять собой компьютерную модель, созданную в любом программном обеспечении для 3D моделирования и удовлетворяющийлюбой конкурсной категории. Проект должен сопровождаться презентацией в любом выбранном участником формате сописанием проекта (истории создания, возможностей применения и т.д.) в свободном стиле.
5.2.1. На конкурс участник предоставляет следующие файлы:
5.2.2. Создание, редактирование 3D модели деталей производится в одном из следующих пакетов:
В день проведения Олимпиады команды должны иметь все необходимые оборудования и ПО.
Участникам необходимо иметь при себе: ноутбук или ПК с установленным ПО для 3D моделирования и дополнительное оборудование для участия в Олимпиаде.
5.3. Состав и возрастные категории:
5.4. Заявка на участие в Чемпионате должна содержать:
5.5. Презентация проекта должна содержать:
5.6. Перед Чемпионатом Оргкомитетом проводится дистанционный отборочный тур проектов. Дата проведения отборочного тура определяется Оргкомитетом и указывается на интернет-сайте Чемпионата. Для отбора заявок Председателем Оргкомитета создается Экспертная комиссия, состоящая из 4 или более экспертов.
5.7. На Чемпионате проект командой может презентоваться в устной форме с обязательной демонстрацией функционирования устройства, механизма или макета. Время презентации – 3 минуты и 3 минуты отводится на вопросы. Всего – 6 минут. По желанию команды могут использовать свои медиа материалы в рамках отведенного времени. Если команда презентует проект на государственном и английском языке, то к результирующей средней сумме баллов команде добавляется дополнительно 0,5 балла.
5.8. Конкурс состоит из следующих этапов:
5.9. Каждый член жюри Чемпионата присваивает каждой команде участников баллы по каждому из критериев конкурса.
5.10. Критерии конкурса:
5.11. Компетенции для выполнения конкурсного задания:
5.12. Допустимый диапазон баллов – от 1-го до 5-ти, где:
Допустимый минимальный шаг – 0,1 балла.
5.13. В целях определения победителей все баллы, присужденные участнику одним членом жюри по каждому критерию, суммируются. Затем со всех сумм баллов, присужденных членами жюри, отбрасываются самая высокая и самая низкая сумма баллов (при количестве членов жюри больше трех). Далее оставшиеся суммы баллов усредняются. Победителем объявляется команда, получившая максимальную среднюю сумму баллов.
5.14. В случае равенства средних сумм баллов у нескольких участников председатель жюри вправе присуждать отдельным участникам дополнительные баллы по согласию большинства членов жюри.
Приложение 2
к Положению о проведении
в г. Алматы VI Открытого чемпионата по робототехнике и инновационным технологиям
1. Общие правила
1.1. Порядок проведения соревнований по каждому конкурсу и номинации:
с поля или ринга;
11) судьи объявляют о выполнении всех поединков и попыток всех команд.
1.2. Обязанности участников:
1.3. Руководителям команд, сопровождающим и зрителям запрещается:
1.4. Судейская коллегия или Оргкомитет дисквалифицирует команду в случаях, когда:
1.5. В случае наличия претензий к справедливости судейства участники и руководители команд имеют право до завершения Чемпионата подать на имя председателя Оргкомитета Чемпионата апелляцию с ясным и точным изложением сути претензии. Если не доказаны претензии, отнимаются баллы у возражающий команды.
2.1. Конкурс проводится по следующим номинациям:
Номинация |
Цель |
Требования к роботу |
Возраст участников |
Широкая линия |
Автономный робот должен за минимальное количество времени преодолеть дистанцию по заданной траектории движения. Ширина линии 50 мм, минимальный радиус поворота 30 см. |
Размеры робота не должны превышать 30х30 см., вес не более 3 кг. |
Младшая категория 10-12 лет, старшая категория 13-15 лет. |
Узкая линия |
Автономный робот должен за минимальное количество времени преодолеть дистанцию по заданной траектории движения. Ширина линии 15 мм, минимальный радиус поворота 7,5 см. Допускается наличие углов не менее 90°. |
Размеры робота не должны превышать 30х30 см., вес не более 3 кг. |
Младшая категория 10-15 лет, старшая категория 16-20 лет. |
Сумо |
На поле выставляются два автономных робота. Цель робота, вытеснить противника за пределы поля. По команде судьи участники запускают своих роботов, при этом, робот должен начать движение не ранее чем через 10 секунд после команды судьи. Победителя матча определяет судья. |
Размеры робота не должны превышать 25х25 см., вес не более 1,5 кг. |
Младшая категория 10-12 лет, старшая категория 13-15 лет. |
Мини-сумо |
На поле выставляются два автономных робота. Цель робота, вытеснить противника за пределы поля. По команде судьи участники запускают своих роботов, при этом, робот должен начать движение не ранее чем через 10 секунд после команды судьи. Победителя матча определяет судья. |
Размеры робота не должны превышать 10х10 см., вес не более 0,5 кг. |
Младшая категория 10-15 лет, старшая категория 16-20 лет. |
Робо-кросс |
Автономный робот должен преодолеть дистанцию по заданной траектории. На пути следования робота могут находиться препятствия в виде перекрестков, ответвлений, инверсных участков поля и участков с искусственными преградами. Ширина линии 20мм. |
Размеры робота не должны превышать 25х25х25 см., вес не более 1 кг. |
Младшая категория 10-15 лет, старшая категория 16-20 лет. |
Гонки андроидных роботов |
Автономный человекоподобный робот должен преодолеть дистанцию 200см. за минимально возможное время. |
Высота роботов не должна превышать 70 см. Длина ступни не должна превышать 20 см. ширина не более 7 см. |
Возраст участников не ограничен. |
Кегельринг |
Робот должен выталкивать 6 кеглей из 8 за пределы ринга и оставить 2 помеченные кегли на ринге |
25 см по ширине, 25 см по длине и 25 см по высоте |
Младшая категория 10-12 лет, старшая категория 13-15 лет. |
2.2. Конкурс проводится в следующих возрастных категориях:
В этом состязании участникам необходимо подготовить автономного мобильного робота, способного проехать от зоны старта до зоны финиша по траектории, составленной из типовых элементов, преодолевая препятствия.
- Робот должен набрать максимальное количество очков, двигаясь по линии траектории от зоны старта до зоны финиша.
- Во время проведения попытки участники команд не должны касаться роботов.
- Если во время попытки робот съедет с черной линии, т.е. окажется всеми колесами или другими деталями, соприкасающимися с полем, с одной стороны линии, то попытка остановится (за исключением мест заранее оговоренных судьей) и робот получит очки, заработанные до этого момента.
- Если во время попытки робот станет двигаться неконтролируемо или не
сможет продолжить движение в течение 20 секунд, то получит очки, заработанные до этого момента.
- На роботов не накладывается ограничений на использование каких-либо комплектующих, кроме тех, которые могут как-то повредить поверхность поля;
- Максимальные размеры робота 25х25х25 cм;
- Максимальный вес робота не должен превышать 1 (один) килограмм;
- Во время попытки робот не может менять свои размеры;
- Робот должен быть автономным;
- Робот, по мнению судей, повреждающий покрытие поля, будет дисквалифицирован на все время состязаний;
- Перед началом раунда роботы проверяются на габариты.
- Поле составлено из типовых элементов, выполненных из вспененного пластика (ПВХ);
- Размер каждого элемента поля 30*30см;
- Элементы поля могут быть «пустыми» (белое поле), с нарисованной траекторией (черная на белом фоне и белая на черном фоне) и с объемным препятствием;
- Ширина линии трека 20 мм;
- Траектория может состоять из следующих элементов:
Элементы поля черные на белом поле |
|||
Квадрат старт/финиш |
Прямая линия |
Гладкий поворот |
Перекресток |
|
|
|
|
Ответвление |
Крутой поворот |
Кривая Зигзаг |
Пустая секция |
|
|
|
|
Элементы поля белые на черном поле (инверсные) |
|||
Инверсный гладкий поворот |
Инверсный перекресток |
Инверсное ответвление |
Инверсная прямая |
|
|
|
|
Объемные элементы поля, препятствия |
|||
Гребенка |
Лестница |
Горка |
Качели |
|
|
|
|
Правила «Сумо» и «Мини-сумо»
Описание задания
Матч играется между двумя командами, в каждой один или более участников.
Каждая команда выставляет на ринг робота. Матч начинается по команде судьи, продолжается пока команда не набирает требуемое количество очков.
Победителя матча определяет судья.
Категории соревнований
Соревнования «Сумо» проводятся в следующих классах:
«Сумо 25х25»;
«Мини-сумо 10х10».
Требования к роботу
Перед началом соревнований все роботы, заявленные к участию, должны пройти проверку соответствия критериям для выбранного класса:
Общая масса робота в начале матча должна быть меньше предельно допустимой массы для его класса. Погрешность при измерении массы робота составляет 5 г.
Робот может увеличиваться в размерах после начала матча, но не должен физически разделяться на части и должен оставаться одним цельным роботом.
Роботы, нарушающие эти запреты, проигрывают матч. Винты, гайки, и другие части робота общей массой не более 5 г, выпадающие из робота, не приводят к проигрышу матча.
Все роботы должны быть автономны. Любые механизмы управления разрешены, если все их компоненты находятся на роботе, и механизм не взаимодействует с внешней системой управления (человеком, машиной и т.д.).
Каждый робот получает номер на регистрации. Участникам следует отображать этот номер на роботе, чтобы позволить зрителям и организаторам узнать их робота.
При конструировании робота запрещено использовать:
Шины и другие компоненты робота, контактирующие с рингом, не должны быть способны поднять и удерживать лист A4 плотностью 80 г/м2 более, чем две секунды.
Все края робота не должны быть способными каким-либо образом повредить ринг, других роботов или нанести вред игрокам. Допустимы края с радиусом более 0,1 мм. Судьи или организаторы могут потребовать покрыть изолентой края, если найдут их слишком острыми.
Участники имеют право на оперативное конструктивное изменение робота между раундами и матчами (в том числе ремонт, замена элементов питания и проч.), если внесенные изменения не противоречат требованиям, предъявляемым к конструкции робота, и не нарушают регламентов соревнований.
Характеристика ринга
Ринг должен быть круглой формы и соответствующих классу размеров.
Сумо 25х25 – диаметр поля 100 см., ширина границы 5 см., минимальное внешнее пространство 50 см.
Мини-сумо 10х10 - диаметр поля 77 см., ширина границы 2,5 см., минимальное внешнее пространство 50 см.
Граница маркируется белой линией по окружности на краю игровой поверхности, шириной соответствующей классу. Внутренняя зона ринга простирается до внешнего края этой линии.
Внутренняя зона ринга определяется как игровая поверхность, окружённая белой линией, включая данную линию. Всё за её пределами считается внешней зоной ринга.
Каждому классу соревнований соответствуют свои параметры ринга.
Вокруг ринга должно быть определённое для каждого класса свободное пространство. Оно может быть любого цвета, формы, из любого материала, если не нарушаются базовые основы этих правил. Это пространство с рингом в центре далее будет называться «зона ринга». Любые маркировки или части платформы с рингом, выходящие за пределы минимальных размеров, тоже будут считаться в зоне ринга.
Порядок проведения состязания
Расстановка роботов
По команде судьи две команды подходят к рингу, чтобы поставить на него роботов.
На ринг сбрасывается специальная метка, делящая ринг на четыре квадранта. Роботы всегда должны ставиться в двух противоположных квадрантах.
Каждый робот должен располагаться на границе поля в пределах соответствующего квадранта. Робот должен покрывать границу хотя бы частично.
Очередность расстановки роботов участниками, в раунде, определяется судьей перед началом поединка. После расстановки роботов больше перемещать нельзя.
Старт
При использовании ИК-приемника, судья начинает каждый раунд подачей стартового сигнала при помощи ИК-передатчика. Участники могут использовать свои собственные, либо готовые модули.
Без использования ИК-приемника судья анонсирует начало раунда. После того, как матч анонсирован, команды должны запустить роботов и покинуть зону ринга в течение пяти секунд. Роботы могут начать действовать только после пятисекундной паузы с момента анонса матча.
Остановка и возобновление матча
Матч останавливается и возобновляется, когда судья объявляет об этом.
Раунд должен быть остановлен и назначена переигровка в следующих случаях:
Раунд не может быть переигран более трёх раз. Если после третьей переигровки результат раунда не может быть определён, то в этом раунде роботам засчитывается ничья, т.е. ни одному из роботов не засчитывается очко в этом раунде.
Участник может попросить остановить матч, если он/она получил травму, или робот получил повреждение, и игра не может продолжаться.
Участник получает два очка в случае, если матч не может продолжаться из-за травмы игрока или повреждения робота, полученных по вине противника.
Противник объявляется проигравшим. Если данная ситуация происходит в продленном матче, участник, получивший травму или повреждения робота, получает одно очко.
В случае если невозможно установить по чьей вине были получены травмы или повреждения, игрок, который не может продолжать матч, или просит остановить игру, проигрывает матч.
После прерывания матча по причине травмы участника или повреждения робота судейская коллегия определяет, будет ли продолжен матч.
Ход матча
Один матч состоит до 3 раундов, каждый раунд длится до 90 секунд. Время раунда может быть продлено судьями.
По истечении трех раундов побеждает команда, набравшая наибольшее количество очков. Когда ни одна из команд не может выиграть матч, проводится дополнительный раунд, в котором побеждает команда, первая получившая очко.
Иначе, победитель/проигравший в раунде определяется судьями посредством голосования. Матч заканчивается, когда судья об этом объявляет.
После объявления завершения матча команды должны забрать роботов из зоны ринга.
Если судья назначил дополнительный раунд, то такой раунд длится максимум 90 секунд.
Нарушения
При накоплении двух нарушений в ходе одного матча сопернику присуждается одно очко. Нарушениями является следующее:
Робот может быть дисквалифицирован в следующих случаях:
Условия дисквалификации
Следующие факторы принимаются во внимание при определении победителя:
Матч выигрывает робот, набравший большее количество очков в раундах.
Подсчет очков
Ниже приведены правила присуждения очков для следующих классов роботов:
«Сумо 25х25»;
«Мини-сумо 10х10»;
Очко присуждается роботу в случае, если:
Правила «Гонки андроидных роботов»
Описание задания
Робот должен пройти вперед от старта до финиша как можно быстрее.
Характеристика поля
Поле представляет собой трассу, обрамленную бортиками с двух сторон.
Цвет трассы – любой.
Цвет бортиков – любой.
Ширина трассы не менее 70 см.
Высота бортиков – 10 см.
Расстояние между линиями старта и финиша – 200 см.
Требования к роботу
Робот должен представлять собой двуногого шагающего гуманоида, способного перемещать свой центр массы для поддержания равновесия во время ходьбы.
К соревнованиям не допускаются готовые (магазинные) роботы, собранные на базе готовых наборов и готовыми алгоритмами движения
Робот должен иметь следующие части:
● Голову;
● Две руки;
● Две ноги.
Нога робота является его неотделимой частью, контактирующейся поверхностью поля.
Ступни могут быть любой длины и формы с учетом следующих требований:
- максимальная длина ступни должна составлять менее 50% всей длины ноги робота;
- максимальная длина ступни должна быть меньше 20 см.;
- контуры левой и правой ступней не должны перекрывать друг друга;
- высота робота в стоящем положении должна быть меньше 70 см.
Под длиной ноги подразумевается расстояние между точкой соприкосновения ступни с полом и точкой соединения ноги с верхним корпусом робота. Длина каждой руки не должна превышать длину ноги.
Порядок проведения соревнования
Каждой команде дается не менее двух попыток (точное число определяется судейской коллегией в день проведения соревнований).
Длительность одной попытки не должна превышать 3 минут.
На момент старта робот должен полностью находиться за линией старта.
Робот должен быть включен или инициализирован вручную в начале состязания по команде судьи. После инициализации робот должен быть полностью автономным.
Запрещается движение робота приставным шагом.
Выполнение задания заканчивается по команде судьи после пересечения роботом линии финиша. Считается, что робот пересёк линию, если большая его часть находится за ней.
По решению судьи, попытка может быть завершена досрочно.
Во время состязания участникам запрещено касаться корпуса робота или полигона.
Запрещено дистанционное управление или подача роботу любых команд.
Остановка выполнения задания
Выполнение задания может быть прервано, и время остановлено в следующих случаях:
- если робот упал и в течение 10 секунд не смог подняться;
- если нарушен регламент соревнований;
- если отведенное на выполнение задания время истекло.
Условия дисквалификации
Робот может быть дисквалифицирован в следующих случаях:
- робот действует неавтономно (со стороны участника осуществляется управление роботом);
- робот движется приставным шагом;
- если любой член команды коснулся корпуса робота и/или поля.
Подсчет очков
В зачет принимается лучшее время из попыток.
Победителем объявляется команда, робот которой добрался от линии старта до линии финиша за наименьшее время.
В случае, если ни один из роботов не добрался до финиша, победителем объявляется команда, робот которой прошёл наибольшее расстояние.
Правила линия
Описание задания
Суть выступлений команд заключается в прохождении траектории по заданному маршруту за минимальное время;
Перед началом выступлений каждая команда должна пройти проверку:
Максимальное время перерыва между попытками одной команды – 2 минуты;
Каждой команде предоставляется 3 попытки;
Требования к полю и линии
Общие требования к полю приведены в общем регламенте вида состязаний.
Для категории «Широкая линия» определены следующие требования к линии: ширина линии: 50 мм, радиус кривизны: не менее 300 мм. На линию для категорий «Широкая линия» дополнительно налагаются ограничения:
Для категории «Узкая линия» определены следующие требования к линии: ширина линии: 15 мм, радиус кривизны: не менее 75 мм.
На линию для категорий «Узкая линия» дополнительно налагаются ограничения:
Требования к роботу
Робот должен быть полностью автономным. Готовые роботы, не требующие сборки, включая, но не ограничиваясь, Polulu 3pi, SumoBot от Parallax, Sumovor от Solarbotics, имеющие готовые алгоритмы прохождения линии, не допускаются к участию в соревновании. Высота робота не ограничена.
Для всех категорий линия определены следующие требования к роботам:
Порядок проведения состязаний
Перед началом заезда робот устанавливается в зону старта.
В соревновании робот участника стартует и финиширует на одной стартовой позиции.
На прохождение дистанции команде дается не менее двух попыток. Точное число определяется судейской коллегией в день проведения соревнований. В зачет принимается лучшее время из попыток.
На выполнение одной попытки роботу даётся время в соответствии с выбранной категорией соревнования. Для категории «Широкая линия» - 60 сек. Для категории «Узкая линия» - 120 сек.
Время заезда отсчитывается от момента пересечения роботом линии старта до момента пересечения роботом линии финиша. Робот пересекает линию, когда самая передняя его часть касается или пересекает линию.
Время попыток должно быть зафиксировано электронной системой ворот или судьей по секундомеру, в зависимости от доступности оборудования. В любом случае зафиксированное время должно быть окончательным.
Заезд останавливается в следующих случаях:
- робот полностью выполнил задание;
- закончилось время, отведённое на выполнение заезда;
- робот сошел с линии и вернулся на другом участке линии (срезал линию или поворот);
- робот был дисквалифицирован в ходе заезда.
Условия дисквалификации
Робот может быть дисквалифицирован в следующих случаях:
- робот действует неавтономно (со стороны участника осуществляется управление роботом);
- во время заезда участник коснулся полигона или робота;
- робот покинул поле (любая точка опоры робота коснулась поверхности за пределами поля);
- робот сошел с линии более чем на 5 секунд;
- робот сошел с линии и вернулся на линию в точке, расположенной после схода с линии.
Считается, что робот покинул линию (сошёл с линии), если никакая часть робота или его проекция не находится на линии. Длина робота в этом случае считается по колесной базе.
Порядок отбора победителя
Победителем будет объявлена команда, потратившая на преодоление дистанции наименьшее время и остальные вышеуказанные условия и требования к роботам.
Правила «Кегельринг»
Описание задания
Суть выступлений команд заключается в выталкивании роботом 6 кеглей из 8 за пределы ринга и оставить 2 помеченные кегли на ринге.
Каждой команде предоставляется 3 попытки.
Счет в рамках одной попытки ведется на количество вытолкнутых за пределы ринга кеглей и на время, прошедшее с момента старта попытки до момента выталкивания последней кегли.
Максимальная продолжительность попытки – 2 минуты.
Требования
Перед началом выступлений каждая команда должна пройти проверку:
Порядок проведения состязаний
Попытки каждой команды проводятся подряд, с перерывами.
Максимальное время перерыва между попытками одной команды – 2 минуты.
Попытка останавливается в любом из следующих случаев:
Попытки проводятся на ринге, который состоит из круглого поля белого цвета диаметром 100 см и ограничивающей поле черной линии шириной 5 см (подробная конфигурация ринга публикуется на сайте Чемпионата), зона ринга – не менее 50 см вокруг него.
Каждая кегля является алюминиевой банкой диаметром 66 мм и высотой 115 мм.
Перед каждой попыткой на специальные места на ринге выставляются 8 кеглей.
Кегля считается вытолкнутой, когда она полностью находится за пределами белой части ринга.
Условия дисквалификации
Робот может быть дисквалифицирован в следующих случаях:
- робот действует неавтономно (со стороны участника осуществляется управление роботом);
- во время заезда участник коснулся полигона или робота.
Порядок отбора победителя
Победителем поединка считается команда, робот которой вытолкнул за пределы ринга максимальное количество кеглей за исключением 2 помеченных за минимальное время.
В целях определения победителя от каждой команды считается приоритетным результат, когда робот оставляет помеченные кегли на ринге и берется результат ее лучшей попытки.
3. Правила конкурса «Задания для WRO 2019 (Regular Category)»
3.1. Данный конкурс является региональным отборочным этапом Всемирной олимпиады роботов (World Robot Olympiad, WRO) по основной категории (Regular Category).
3.2. Конкурс проводится по трем номинациям, каждая номинация соответствует определенной возрастной категории:
1.Regular Category (Основная категория)
Общие правила категории (https://cloud.mail.ru/public/3Ukp/cLkY5YGcE)
2. WRO Football (Футбол роботов)
* регистрация команд проводится на сайте (http://wro.nis.edu.kz)
* регистрация команд проводится на сайте (http://wro.nis.edu.kz)
Приложение 3
к Положению о проведении
в г. Алматы VI Открытого чемпионата по научно-техническому творчеству и робототехнике