«Ақмола облысы  білім басқармасының Степногорск қаласы бойынша білім бөлімі Степногорск қаласының Қаныш Сәтпаев атындағы №9 жалпы орта білім беретін коммуналдық мемлекеттік мекемесі
Коммунальное государственное учреждение  «Общеобразовательная  школа №9 имени  Каныша Сатпаева города Степногорск отдела образования по городу Степногорск управления образования  Акмолинской области»

СоцСети

Ата- аналарға кеңес

Ұйымдар тізімі

Галерея

Смотреть все>>>

Алматы қаласы әкімінің кубогы үшін робототехника және инновациялық технологиялар бойынша VI ашық чемпионаты

09.04.2019

УТВЕРЖДАЮ:

Руководитель

КГУ «Управление образования» г. Алматы

_____Г. Ходжабергенова

«__» ___________ 2019 г.

 

ПОЛОЖЕНИЕ

о проведении в г. Алматы VI Открытого чемпионата

по робототехнике и инновационным технологиям на Кубок Акима г. Алматы

«ALMATYTECHCUP»

1. Основные положения

1.1. Настоящий документ определяет цель, задачи, порядок проведения в г. Алматы чемпионата по  робототехнике и инновационным технологиям (далее – Чемпионата).

1.2. Цели и основные задачи Чемпионата:

  • стимулирование интереса детей и молодежи к сфере высокотехнологичного производства, инноваций и инженерных разработок;
  • выявление и поддержка талантливых детей и молодежи в области инновационных технологий;
  • интеграция образования, науки и производства.

Проведение подобных чемпионатов поможет в коррекции существующих и внедрении новых программ обучения, создании кадрового резерва профессиональных инженеров и предпринимателей для экономики государства, выявлении, обучении, отборе и дальнейшем сопровождении талантливой молодежи – будущих инженерно-технических кадров для современных отраслей.

1.3. Наименование Чемпионата:

  • на казахском языке: Робот техникасы және инновациялық технологиялар бойынша VI Ашық чемпионат;
  • на русском языке: VI Открытый чемпионат по робототехнике и инновационным технологиям;
  • на английском языке: The VIth Open Championship on Robotics and Innovation Technologies.

1.4. Организатором Чемпионата является коммунальное государственное учреждение «Управление образования города Алматы» (Республика Казахстан). Со-организаторами выступают: АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», Satbayev University, Университет «Туран», ТОО «Method Digital Education», бизнес-инкубатор «I-map», ИП «ROBO-TECH.KZ».

1.5. Члены экспертных комиссий, жюри и судейской коллегии Чемпионата, в целях обеспечения объективности оценки проектов и справедливости судейства соревнований, не должны быть аффилированы по отношению к участникам Чемпионата и членам Организационного комитета Чемпионата.

 

2. Организационный комитет

2.1. Общее руководство, подготовку и проведение Чемпионата осуществляет организатор и со-организаторы Чемпионата, составляющие Организационный комитет Чемпионата (далее – Оргкомитет) во главе с Председателем Оргкомитета.

2.2. Список со-организаторов пересматривается и утверждается организатором ежегодно.

2.3. Председатель Оргкомитета утверждается организатором.

2.4. Оргкомитет выполняет следующие функции:

  • разрабатывает, изменяет и дополняет настоящий документ;
  • формирует и утверждает: план подготовки, бюджет, составы жюри и судейской коллегии Чемпионата, программу проведения и список победителей;
  • назначает председателей из составов жюри и судейской коллегии Чемпионата;
  • проводит регистрацию участников в соответствии с требованиями настоящего документа;
  • проверяет соответствие команд заявкам;
  • проверяет документы участников на соответствие требованиям настоящего документа;
  • допускает участников к Чемпионату.

2.5. Решения Оргкомитета фиксируются в протоколах и утверждаются Председателем Оргкомитета.

 

3. Общие требования к участникам

3.1. В Чемпионате принимают участие учащиеся образовательных организаций всех видов и типов, в том числе учащиеся образовательных организаций, находящихся за пределами Республики Казахстан, и учащиеся, находящиеся на домашнем обучении.

3.2. Каждая команда должна иметь руководителя. Руководителем команды является педагог, наставник или тренер, осуществляющий подготовку команды к соревнованиям. Один человек может являться руководителем нескольких команд одновременно.

3.3. Все члены одной команды должны принадлежать к возрастной категории, заданной правилами конкурса, и иметь форму одежды единого образца.

3.4. Все команды, заявленные к участию от одной образовательной организации, должны иметь руководителя делегации. Руководителем делегации может являться лицо, не моложе 21 года. Им может быть также лицо, не являющееся учащимся данной организации.

3.5. Участники при проведении Чемпионата должны иметь при себе необходимые средства и инструменты, обеспечивающие настройку и функционирование электроники, программ и механизмов проектов, заявленных к участию.

3.6. Участники должны принимать участие в Чемпионате только в порядке, объявленном Оргкомитетом, выполнять требования членов жюри, судейской коллегии и Оргкомитета, демонстрировать пример хорошего поведения и дисциплины.

3.7. Участники должны прибыть на место проведения Чемпионата ко времени начала проведения Чемпионата.

4. Порядок организации и условия

4.1. Место проведения Чемпионата – Республика Казахстан, г. Алматы, Кульджинский тракт, 2д, Halyk Arena.

4.2. Даты проведения: 26 и 27 апреля 2019 года. Начало: 26 апреля 2019 года, 10:00 по времени Алматы.

4.3. Чемпионат состоит из двух логических частей: Проекты и Соревнования. В рамках Чемпионата проводятся следующие конкурсы:

  1. в части «Проекты»:
    • Инженерный проект
    • Программный проект
    • Проект для WRO 2019 (Open Category)
    • IT-бизнес проекты
    • 3D - моделирование и 3D - графика
  2. в части «Соревнования»:
    • Бои роботов: широкая линия, узкая линия, сумо, мини-сумо, робо-кросс, гонки андроидных роботов, кегельринг.
    • Задания для WRO 2019 (Regular Category): Elementary, Junior, Senior
    • WRO 2019 (WeDoCategory)
    • VEX Robotics

4.4. Заявки на проекты в категориях WRO Football и Advanced Robotics Challenge (ARC), WeDo Challenges, Beginners Challenge и IT-бизнес-проекты будут рассматриваться Оргкомитетом отдельно, в случае поступления.

4.5. Каждый конкурс Чемпионата может быть поделен на номинации. В список номинаций могут входить специальные номинации, приуроченные к определенным событиям и темам.

4.6. Каждый конкурс и номинация Чемпионата делятся на возрастные категории. Правила конкурсов в различных возрастных категориях могут существенно отличаться (см. приложения).

4.7. Правила конкурсов и номинаций определены в приложении 1 (Проекты) и приложении 2 (Соревнования) к настоящему документу.

4.8. Содержание программы Чемпионата формируется Оргкомитетом в соответствии с поступившими заявками и после предварительного ознакомления с проектами, представленными на Чемпионат.

4.9. Программу Чемпионата Оргкомитет публикует и рассылает заблаговременно.

4.10. Участникам во время проведения Чемпионата предоставляется рабочее место, оборудованное электрической розеткой, столом и стульями.

4.11. Регистрация участников Чемпионата, прибывающих из городов и областей Республики Казахстан и из зарубежных стран, производится по прибытии делегации до дня официального открытия Чемпионата.

4.12. Покрытие расходов, связанных с проездом, проживанием участников Чемпионата и сопровождающих их лиц осуществляется за счет направляющей стороны или за счет участников.

5. Заявки и регистрация участников

5.1. Команды для участия в Чемпионате должны предоставить заявки Оргкомитету в срок до 00:00 час. 20 апреля 2019 года.

5.2.Заявки принимаются Оргкомитетом через онлайн-форму, находящуюся по адресу http://techcup.kz

5.3. Одна команда участников может принять участие только в одном конкурсе и только по одной номинации (например: одна команда не может участвовать одновременно в сумо, кегельринге и программном проекте).

5.4. После получения заявки Оргкомитет проверяет ее на полноту, соответствие требованиям Чемпионата и соответствующего конкурса, соответствие заявленной возрастной категории. В случае выявления несоответствий, а также в случае нарушения указанного срока предоставления Оргкомитет вправе отклонить поданную заявку.

5.5. В целях обеспечения безопасности зрителей и участников Чемпионат проводится в соответствии с Рекомендациями по обеспечению безопасности при проведении массовых мероприятий. Руководитель делегации несет ответственность за жизнь и здоровье детей в пути и во время проведения Чемпионата.

6. Порядок проведения

6.1. Оргкомитет Чемпионата направляет участников к предназначенным для них местам, объявляет о начале и завершении отдельных мероприятий, о начале выступлений участников, об официальном открытии, награждении и закрытии Чемпионата.

6.2. После прибытия участникам предоставляется время на размещение, подготовку и прохождение проверки на соответствие правилам Чемпионата. Ко времени официального открытия Чемпионата все участники должны завершить вышеуказанные мероприятия.

6.3. Конкурсы проводятся в соответствии с правилами конкурсов и номинаций, определенными в приложениях к настоящему документу.

6.4. В ходе проведения Чемпионата жюри и судейская коллегия присуждают участникам баллы. Баллы присуждаются согласно правилам конкурсов и номинаций, определенным в приложениях к настоящему документу.

7. Подведение итогов и награждение

7.1. Победителями Чемпионата по каждому конкурсу, номинации и возрастной категории являются команды, показавшие лучшие результаты, рассчитанные в соответствии с правилами конкурсов и номинаций, определенными в приложениях к настоящему документу.

7.2. Победители определяются жюри и судейской коллегией. Члены Оргкомитета объявляют победителей в ходе награждения.

7.3. Оргкомитет определяет  абсолютного победителя Чемпионата на Кубок Акима города Алматы. Абсолютный победитель Чемпионата определяется по сумме баллов, набранных командами одного учебного заведения по всем конкурсам.

7.4. Команды-победители Чемпионата и руководители этих команд награждаются дипломами и ценными призами.

7.5. Все участники Чемпионата получают грамоты об участии.

7.6. Информация о конкурсных работах победителей размещается на официальном интернет-сайте.

8. Финансирование

8.1. Чемпионат проводится за счет бюджета КГУ «Управление образования города Алматы» и на внебюджетные средства.

8.2. Расходы, связанные с проездом, проживанием участников Чемпионата и сопровождающих их лиц осуществляется за счет средств направляющей стороны.

8.3. Призовой фонд Чемпионата формируется за счет спонсоров. Размер минимального взноса спонсора и список спонсоров определяются Оргкомитетом.

9. Заключительные положения

9.1. Настоящий документ вступает в силу с момента утверждения, после чего подлежит публикации на официальном интернет-сайте Чемпионата.

9.3. Отдельные пункты настоящего документа могут быть изменены в соответствии с пунктом 2.4 настоящего документа.

 

 

Приложение 1

к Положению о проведении

в г. Алматы VI Открытого чемпионата по робототехнике и инновационным технологиям

 

Проекты

1. Правила конкурса «Инженерный проект»

1.1. Работы участников конкурса «Инженерный проект» должны соответствовать как минимум одному из следующих направлений:

  • робототехника, мехатроника: проекты с использованием программируемых логических контроллеров, мини-компьютеров, элементов искусственного интеллекта. В качестве источников входящей информации устройств могут использоваться сенсоры, датчики, другие средства измерения и сбора информации, а также облачные базы данных или результаты облачных вычислений. В качестве исполнительных элементов могут использоваться шаговые моторы, сервомоторы, электрические и другие приводы, термоэлементы, оптические элементы, а также иные исполнительные элементы с ощутимым, осязаемым действием;
  • прикладная физика и сопутствующие направления: механика, электромеханика, электроника, радиоэлектроника, гидродинамика, аэродинамика, пневматика, гидравлика, оптика, акустика, биофизика, агрофизика, сверхпроводники, нанотехнологии, виртуальная реальность, дополненная реальность, цифровая экономика/производство;
  • STEAM: Science, Technology, Engineering, Arts, Mathematics – комбинация методов или принципов физики, технологии, инженерного дела, творчества и математики.

1.2. Требования к работам:

  • проект должен быть выполнен и представлен на Чемпионате в виде завершенного работающего устройства, механизма или действующего макета;
  • проект, состоящий только из программного обеспечения и персонального компьютера с обычной периферией, не может быть отнесен к данному конкурсу (см. пункт «2. Правила конкурса «Программный проект»);
  • проект, выполненный только на элементной базе LEGO, не может быть отнесен к данному конкурсу (см. пункт «3. Правила конкурса «Проект для WRO (OpenCategory)»).

1.3. Возрастные категории:

  1. младшая: от 7 до 12 лет включительно;
  2. средняя: от 13 до 15 лет включительно;
  3. старшая: от 16 до 19 лет включительно;
  4. продвинутая: от 17 до 25 лет включительно.

Возраст самого старшего из участников команды не должен превышать указанный в категории возрастной диапазон на дату окончания проведения Чемпионата.

1.4. Заявка на участие в Чемпионате должна содержать:

  • заполненную онлайн-форму установленного образца на интернет сайте Чемпионата (см. пункт 5 Положения);
  • видеоролик о проекте длительностью не более 2 минут, загруженный на интернет-ресурс Youtube, ссылка на видеоролик указывается в онлайн-форме;
  • презентацию проекта до 7 слайдов;
  • полное описание проекта объемом не более 20 000 знаков (по желанию команды).

1.5. Презентация проекта должна содержать:

  • название проекта и информацию о команде;
  • информацию о назначении, задачах и проблемах, решаемых проектом;
  • информацию о новизне или оригинальности исполнения проекта, чем проект отличается от аналогичных, если таковые имеются;
  • функциональную схему или наглядное объяснение содержания и принципа работы проекта;
  • информацию о проведенной работе команды: с какими трудностями в ходе выполнения проекта пришлось столкнуться, какие темы нужно было проработать для его реализации, что помогало в работе, какие знания и навыки пригодились или понадобилось освоить;
  • дальнейшие планы по данному проекту: насколько будет востребован проект, имеется ли возможность его коммерциализации.

1.6. Перед Чемпионатом Оргкомитетом проводится дистанционный отборочный тур проектов. Дата проведения отборочного тура определяется Оргкомитетом и указывается на интернет-сайте Чемпионата. Для отбора заявок Председателем Оргкомитета создается Экспертная комиссия, состоящая из 3 или более экспертов.

1.7. На Чемпионате проект командой может презентоваться в устной форме с обязательной демонстрацией функционирования устройства, механизма или макета. Время презентации – 2 минуты, и 3 минуты отводится на вопросы. Всего – 5 минут. По желанию команды могут использовать свои медиа материалы в рамках отведенного времени. Если команда презентует проект на английском языке, то к результирующей средней сумме баллов команде добавляется дополнительно 0,5 балла.

1.8. Каждый член жюри Чемпионата присваивает каждой команде участников баллы по каждому из критериев конкурса.

1.9. Критерии конкурса:

  • новизна решения – новизна работы, оригинальность исполнения;
  • степень проработки – глубина проработки проблемы, степень участия обучающихся в выполненной работе;
  • технический уровень – технический уровень исполнения, ресурсоемкость на разработку проекта;
  • ценность результатов – научное и практическое значение результатов, соответствие области применения, потенциал коммерциализации;
  • оформление работы – качество оформления работы и дизайна работы, продукта или результата;
  • презентация –  наличие и качество иллюстративного материала, качество презентации проекта: четкость представления материала, аргументированность выводов, полнота ответов на вопросы.

1.10. Допустимый диапазон баллов – от 1-го до 5-ти, где:

  • 5 – это «твердая пятерка» или «отлично» по школьной системе;
  • 4 – «твердая четверка» или «хорошо»;
  • 3 – «три» или «удовлетворительно»;
  • 2 – «два» или «неудовлетворительно»;
  • 1 – «единица» или «плохо».

Допустимый минимальный шаг – 0,1 балла.

1.11. В целях определения победителей все баллы, присужденные участнику одним членом жюри по каждому критерию, суммируются. Затем со всех сумм баллов, присужденных членами жюри, отбрасываются самая высокая и самая низкая сумма баллов (при количестве членов жюри больше трех). Далее оставшиеся суммы баллов усредняются. Победителем объявляется команда, получившая максимальную среднюю сумму баллов.

1.12. В случае равенства средних сумм баллов у нескольких участников председатель жюри вправе присуждать отдельным участникам дополнительные баллы по согласию большинства членов жюри.

2. Правила конкурса «Программный проект»

2.1. Работы участников должны соответствовать как минимум одному из следующих направлений:

-  Scratch (только для участников младшей возрастной категории, см. п 2.4): проект, созданный в среде разработки Scratch;

- разработка для веб-сайта или приложения: динамический веб-сайт или одностраничное приложение, созданное без использования готовых движков (например, Wordpress) и облачных сервисов (например, Wix),

- разработка игр: игра, созданная «с нуля» или на одном из игровых движков, программная разработка в области виртуальной или дополненной реальности;

- разработка для мобильного устройства: самостоятельно разработанное мобильное приложение для платформы Android или iOS.

2.2. Работы участников могут быть в различных направлениях. За решение конкретной социальной проблемы жюри имеют право присудить дополнительные 0.5 балла.

2.3. Участники могут защищать проекты на любом из 3-х языков. Если команда презентует проект на английском языке, то к результирующей средней сумме баллов команде добавляется дополнительно 0,5 балла.

2.4. Возрастные категории:

  1. младшая: от 7 до 12 лет включительно;
  2. средняя: от 13 до 18 лет включительно;
  3. старшая: от 19 до 22 лет включительно.

Возраст самого старшего из участников команды не должен превышать указанный в категории возрастной диапазон на дату окончания проведения Чемпионата.

2.5. Количество участников в команде не должно превышать 2-х человек (руководитель не входит в количество участников).

2.6. Заявка на участие в Чемпионате должна содержать:

  • заполненную онлайн-форму установленного образца на интернет- сайте Чемпионата (см. пункт 5 Положения);
  • ссылку на презентацию проекта в формате GoogleSlides, размером не более 5 слайдов, к которой дан общий доступ на просмотр по ссылке (для средней и старшей возрастной категории);
  • ссылка на видео, заранее опубликованным на сайте youtube длительностью не более 1-ой минуты (для младшей возрастной категории);
  • ссылку на проект, если это веб-сайт, веб-приложение или проект на Scratch, к которой дан общий доступ на просмотр по ссылке;
  • полное описание проекта объемом не более 20 000 знаков (по желанию команды).

2.7. Презентация проекта должна содержать (для средней и старшей возрастной категории):

  • 1-слайд: Название проекта, информацию о команде - участники и руководитель.
  • 2-слайд: Информация о назначении, задачах, проблемах проекта.
  • 3-слайд: Описание решения и использованных технологий для решения.
  • 4-слайд: Реальные примеры (скриншоты) из проекта, краткое описание взаимодействия с пользователем.
  • 5-слайд: Описание ресурсов, необходимых для масштабной реализации проекта (претворения его в жизнь).

2.8. На финальном этапе Чемпионата в день проведения конкурса участникам дается 3 минуты на проведение презентации и 2 минуты – на ответы на вопросы жюри. Всего – 5 минут

2.9. Каждый член жюри Чемпионата присваивает каждой команде участников баллы по каждому из критериев конкурса. Жюри состоит не менее, чем из трех человек.

2.10. Критерии конкурса:

  • актуальность проблемы – новизна, актуальность проблемы, решаемой командой, оригинальность исполнения;
  • технический уровень – технический уровень исполнения, ресурсоемкость разработки проекта, новизна решения и использование современных методов технологии;
  • UX и UI– качество оформления работы, подход к дизайну работы или продукта, визуальная подача проекта;
  • презентация – наличие и качество презентации проекта: четкость представления материала, аргументированность выводов, полнота ответов на вопросы;
  • коммерческая или практическая актуальность – насколько проект реализуем в реальной жизни и насколько команда может его воплотить.

2.11. Допустимый диапазон баллов – от 2-х до 5-ти, где:

  • 5 – это «твердая пятерка» или «отлично» по школьной системе;
  • 4 – «твердая четверка» или «хорошо»;
  • 3 – «три» или «удовлетворительно»;
  • 2 – «два» или «неудовлетворительно»;

2.12. В финал проходит не более 5 команд в каждой возрастной группе, за исключением случаев недобора команд в другой возрастной группе (в таком случае возможна компенсация количества участников по другой группе).

2.13. Перед Чемпионатом Оргкомитетом проводится дистанционный отборочный тур проектов. Дата проведения отборочного тура определяется Оргкомитетом и указывается на интернет-сайте Чемпионата. Для отбора заявок Председателем Оргкомитета создается Экспертная комиссия, состоящая из 3 или более экспертов.

2.14. В целях определения победителей все баллы, присужденные участнику одним членом жюри по каждому критерию, суммируются. Затем со всех сумм баллов, присужденных членами жюри, отбрасываются самая высокая и самая низкая сумма баллов (при количестве членов жюри больше трех). Далее оставшиеся суммы баллов усредняются. Победителем объявляется команда, получившая максимальную среднюю сумму баллов.

2.15. В случае равенства средних сумм баллов у нескольких участников председатель жюри вправе присуждать отдельным участникам дополнительные баллы по согласию большинства членов жюри.

3. Правила конкурса «Проект для WRO 2019 (Open Category)»

3.1. Данный конкурс является региональным отборочным этапом Всемирной олимпиады роботов (World Robot Olympiad, WRO) по творческой категории (Open Category).

3.2.  Необходимо создать робототехнический проект на тему сезона. Команда должна не только изготовить и запрограммировать свой проект, но и продемонстрировать свою компетентность в ходе презентации проекта (касаемо выбранной проблемы, проведенного исследования, устройства и принципа работы конструкции и программы проекта), а также свой командный дух.

* регистрация команд проводится на сайте (http://wro.nis.edu.kz)

4. Правила конкурса «IT-бизнес проект»

4.1. Команда участников конкурса «IT-бизнес проект» не более 3 человек. Работы должны содержать: разработанный бизнес план, 1-2 минутную видео-презентацию бизнес идеи  и презентацию проекта не более 10 слайдов.

4.2. Требования к работам:

  • Бизнес план максимум 3-4 страницы и должен раскрыть следующие моменты: продукт (описание проекта), целевая аудитория, ценность для социума, необходимая сумма вложений, анализ рынка, ожидаемый доход (в случае коммерциализации проекта);
  •  Видеоролик о проекте длительностью не более 2 минут, загруженный на интернет-ресурс Youtube, ссылка на видеоролик указывается в онлайн-форме;
  • Презентация проекта максимум 10 слайдов и должна содержать следующую информацию: название проекта, продукт, уникальность предложения, целевая аудитория, задачи решаемые проектом, анализ рынка, сумма вложений, ожидаемый доход (в случае коммерциализации), команда проекта.

4.3. Возрастные категории:

а) средняя: от 14 до 15 лет включительно;

б) старшая: от 16 до 19 лет включительно.

Возраст самого старшего из участников команды не должен превышать указанный в категории возрастной диапазон на дату окончания проведения Чемпионата.

4.4. Заявка на участие в Чемпионате должна содержать:

  • заполненную онлайн-форму установленного образца на интернет сайте Чемпионата (см. пункт 5 Положения);
  • Бизнес план, презентацию проекта и  ссылку на Youtube высылаются  на электронную почту imap.marketing.kz@gmail.com   с пометкой «Конкурс ALMATYTECHCUP» до 20 апреля 2019 г.

4.5. Перед Чемпионатом Оргкомитетом проводится дистанционный отборочный тур проектов. В основной тур проходят проекты, успешно прошедшие отборочный тур. Дата проведения отборочного тура определяется Оргкомитетом и указывается на интернет-сайте Чемпионата. Для отбора заявок Председателем Оргкомитета создается Экспертная комиссия, состоящая из 3 или более экспертов.

4.6. На Чемпионате команда, прошедшая в основной тур, презентует проект. Время устной презентации 3 минуты, показ ролика 2 минуты и 3-5 минут отводится на вопросы. Всего – 10 минут. По желанию команды могут использовать свои медиа материалы в рамках отведенного времени.

4.7. Каждый член жюри Чемпионата присваивает каждой команде участников баллы по каждому из критериев конкурса. Критерии конкурса:

  • новизна решения – новизна и оригинальность идеи;
  • проработанный бизнес план– реальные цифры в бизнес плане и аналитике рынка;
  • ценность проекта – социальная ценность для общества;
  • оформление работы – качество оформления презентации и видеоролика;
  • презентация проекта – четкость представления материала, аргументированность выводов, полнота ответов на вопросы;
  • бизнес составляющая проекта - оценивается бизнес модель проекта.

Допустимый диапазон баллов – от 1-го до 5-ти, где:

  • 5 – это «твердая пятерка» или «отлично» по школьной системе;
  • 4 – «твердая четверка» или «хорошо»;
  • 3 – «три» или «удовлетворительно»;
  • 2 – «два» или «неудовлетворительно»;
  • 1 – «единица» или «плохо».

4.8. Допустимый минимальный шаг – 0,1 балла. В целях определения победителей все баллы, присужденные участнику одним членом жюри по каждому критерию, суммируются. Далее суммируются баллы всех судей по каждой команде в отдельности. Победителем объявляется команда, получившая максимальную сумму баллов.

В случае равенства сумм баллов у нескольких участников председатель жюри вправе присуждать отдельным участникам дополнительные баллы по согласию большинства членов жюри.

5. Правила конкурса «3D - моделирование и 3D - графика»

5.1. Работы участников  должны соответствовать как минимум одному из следующих направлений 3D моделирования и 3D-графики:

  • CAD/CAM/CAE/PLM;
  • 3D- оцифровка;
  • 3D - анимация;

5.2. Требования к конкурсным проектам:

Проект для конкурса должен представлять собой компьютерную модель, созданную в любом программном обеспечении для 3D моделирования и удовлетворяющийлюбой конкурсной категории. Проект должен сопровождаться презентацией в любом выбранном участником формате сописанием проекта (истории создания, возможностей применения и т.д.) в свободном стиле.

5.2.1. На конкурс участник предоставляет следующие файлы:

  • 3D модель проекта;
  • Презентацию проекта (Word, PrintScreen, PowerPoint и т.д.(по желанию участника).

5.2.2. Создание, редактирование 3D модели деталей производится в одном из следующих пакетов:

  • CAD}: NX, Catia, Creo, SolidEdge, SolidWorks, Inventor, Компас3D, T-Flex CAD, ECAD,
  • {CAE}: ANSYS, Altair HyperWorks, LS-DYNA, SIMULIA/ Abaqus, ЛОГОС, НИМФА, ДАНКО+ГЕПАРД, FlowVision, CAE Fidesys, T-FlexАнализ, APMFEM, Эйлер,
  • {CAO}: Altair OptiStruct, solidThinkingInspire, Tosca Fluid, Tosca Structure, CAESS, modeFRONTIER, pSeven, IOSO NM,
  • {HPC}: HP, IBM,Cray, NEC, Fujitsu, Т-платформы, РСК,
  • {CAM/CAAM}: PowerMILL, NX CAM, Mastercam, ESPRIT, FeatureCAM, ГеMMа 3D, ADEM-CAM, T-Flex-ЧПУ, Autodesk Within, Materialise 3-matic STL
  • AutoDeskMaya, Blender, 3dsMAX или на других графических др.фирм .

 

В день проведения Олимпиады команды должны иметь все необходимые оборудования и ПО.

Участникам необходимо иметь при себе: ноутбук или ПК с установленным ПО для 3D моделирования и дополнительное оборудование для участия в Олимпиаде.

 

5.3. Состав и возрастные категории:

  • Состав команды: от 1 до 3 человек (руководитель не входит в количество участников).
  • Младшая: от 12 до 15 лет;
  • Средняя: от 16 до 18 лет;
  • Старшая: от 18 до 22 лет.

 

5.4. Заявка на участие в Чемпионате должна содержать:

  • заполненную онлайн-форму установленного образца на интернет сайте Чемпионата (см. пункт 5 Положения);
  • видеоролик о проекте длительностью не более 5 минут, загруженный на интернет-ресурс Youtube, ссылка на видеоролик указывается в онлайн-форме (по желанию команды);
  • презентацию проекта до 16 слайдов (по желанию команды);
  • полное описание проекта объемом не более 20 000 знаков (по желанию команды).

5.5. Презентация проекта должна содержать:

  • название проекта и информацию о команде;
  • информацию о назначении, задачах и проблемах, решаемых проектом;
  • информацию о новизне или оригинальности исполнения проекта, чем проект отличается от аналогичных, если таковые имеются;
  • функциональную схему или наглядное объяснение содержания и принципа работы проекта;
  • информацию о проведенной работе команды: с какими трудностями в ходе выполнения проекта пришлось столкнуться, какие темы нужно было проработать для его реализации, что помогало в работе, какие знания и навыки пригодились или понадобилось освоить;
  • дальнейшие планы по данному проекту: насколько будет востребован проект, имеется ли возможность его коммерциализации.

5.6. Перед Чемпионатом Оргкомитетом проводится дистанционный отборочный тур проектов. Дата проведения отборочного тура определяется Оргкомитетом и указывается на интернет-сайте Чемпионата. Для отбора заявок Председателем Оргкомитета создается Экспертная комиссия, состоящая из 4 или более экспертов.

5.7. На Чемпионате проект командой может презентоваться в устной форме с обязательной демонстрацией функционирования устройства, механизма или макета. Время презентации – 3 минуты и 3 минуты отводится на вопросы. Всего – 6 минут. По желанию команды могут использовать свои медиа материалы в рамках отведенного времени. Если команда презентует проект на государственном и английском языке, то к результирующей средней сумме баллов команде добавляется дополнительно 0,5 балла.

5.8. Конкурс состоит из следующих этапов:

  • Презентация ранее выполненных работ и защита проекта;
  • Создание 3D виртуальной цифровой модели;
  • Конвертаций 3D модели в *.stl–формат;
  • Подготовка 3D модели для печати.

5.9. Каждый член жюри Чемпионата присваивает каждой команде участников баллы по каждому из критериев конкурса.

5.10. Критерии конкурса:

  • четкость представления материала, аргументированность выводов, полнота ответов на вопросы.
  • оформление работы – качество оформления работы и дизайна работы, продукта или результата;
  • новизна решения;
  • качество 3D графики;
  • инженерная проработка;
  • соответствие размеров модели;
  • оригинальность;
  • технологическая проработка модели;
  • степень участия обучающихся в выполненной работе;
  • соответствие заданию степень функциональности;
  • степень проработки– глубина проработки проблемы;
  • технический уровень – технический уровень исполнения;
  • ресурсоемкость на разработку проекта;
  • ценность результатов – научное и практическое значение результатов;
  • соответствие области применения, потенциал коммерциализации.

5.11. Компетенции для выполнения конкурсного задания:

  • умение работать в 3D –редакторе;
  • владение навыками моделирования;
  • умение сохранять объект в требуемом формате;
  • умение читать простой чертеж;
  • знание основ черчения (виды и проекции, сделать эскиз детали, читать чертеж).

5.12. Допустимый диапазон баллов – от 1-го до 5-ти, где:

  • 5 – это «твердая пятерка» или «отлично» по школьной системе;
  • 4 – «твердая четверка» или «хорошо»;
  • 3 – «три» или «удовлетворительно»;
  • 2 – «два» или «неудовлетворительно»;
  • 1 – «единица» или «плохо».

Допустимый минимальный шаг – 0,1 балла.

5.13. В целях определения победителей все баллы, присужденные участнику одним членом жюри по каждому критерию, суммируются. Затем со всех сумм баллов, присужденных членами жюри, отбрасываются самая высокая и самая низкая сумма баллов (при количестве членов жюри больше трех). Далее оставшиеся суммы баллов усредняются. Победителем объявляется команда, получившая максимальную среднюю сумму баллов.

5.14. В случае равенства средних сумм баллов у нескольких участников председатель жюри вправе присуждать отдельным участникам дополнительные баллы по согласию большинства членов жюри.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

к Положению о проведении

в г. Алматы VI Открытого чемпионата по робототехнике и инновационным технологиям

 

Соревнования

1. Общие правила

1.1. Порядок проведения соревнований по каждому конкурсу и номинации:

  1. команды подают заявки на участие в соревнованиях согласно требованиям Положения о Чемпионате;
  2. команда должна состоять не более чем из 3 участников;
  3. в день соревнований судьи объявляют начало периода настройки;
  4. команды настраивают роботов под текущие условия на полях;
  5. судьи объявляют начало проверки роботов, команды завершают настройку;
  6. судьи по очереди вызывают к столу технической инспекции по одному участнику с роботом;
  7. команды, успешно прошедшие проверку, получают от судей допуск к участию;
  8. судьи поочередно вызывают команды для участия в конкурсах и номинациях, команды перемещают роботов на указанное судьями поле или ринг;
  9. судьи проводят поединки или попытки;
  10. команды, завершившие участие в поединке или выполнение попыток, убирают роботов

с поля или ринга;

11) судьи объявляют о выполнении всех поединков и попыток всех команд.

1.2. Обязанности участников:

  • заявлять на соревнования только тех роботов, которые они построили и запрограммировали самостоятельно;
  • следовать порядку проведения соревнований;
  • выполнять правила и требования конкурсов;
  • оставаться в месте проведения конкурса до выполнения всех поединков и попыток всех команд;
  • присутствовать на церемониях открытия и награждения;
  • подать заявку на участие заблаговременно, в требуемый срок;
  • зарегистрироваться как участник в день соревнований;
  • соблюдать очередность при настройке, проверке и выполнении попыток;
  • не производить любые модификации конструкций роботов;
  • не создавать какие-либо помехи другим участникам;
  • сдать видео отчеты;
  • в роботе должна быть аварийная кнопка «СТОП».

1.3. Руководителям команд, сопровождающим и зрителям запрещается:

  • находиться в зонах сборки, а также у стола технической инспекции, полей и рингов;
  • вести переговоры с судьями;
  • каким-либо способом влиять на результат соревнований;
  • нарушать требования Оргкомитета.

1.4. Судейская коллегия или Оргкомитет дисквалифицирует команду в случаях, когда:

  • команда не получила допуск к участию;
  • команда не явилась на поединок или попытку в течение 5 минут после объявления или истечения максимального времени перерыва;
  • робот команды управлялся дистанционно;
  • команда несанкционированно изъяла робота из подготовительной зоны;
  • в подготовительную зону могут входить только участники (без руководителей и родственников и болельщиков);
  • все роботы должны находится в подготовительной зоне;
  • участник команды не выполнил свои обязанности;
  • сопровождающий, руководитель или участник команды нарушил порядок проведения конкурса, правила Чемпионата или нормы Положения о Чемпионате;
  • в случаи изъятия робота из подготовительной зоны и зоны карантина.

1.5. В случае наличия претензий к справедливости судейства участники и руководители команд имеют право до завершения Чемпионата подать на имя председателя Оргкомитета Чемпионата апелляцию с ясным и точным изложением сути претензии. Если не доказаны претензии, отнимаются баллы у возражающий команды.

2. Правила конкурса «Бои роботов»

2.1. Конкурс проводится по следующим номинациям:

Номинация

Цель

Требования к роботу

Возраст участников

Широкая линия

Автономный робот должен за минимальное количество времени преодолеть дистанцию по заданной траектории движения. Ширина линии 50 мм, минимальный радиус поворота 30 см.

Размеры робота не должны превышать 30х30 см., вес не более 3 кг.

Младшая категория 10-12 лет, старшая категория 13-15 лет.

Узкая линия

Автономный робот должен за минимальное количество времени преодолеть дистанцию по заданной траектории движения. Ширина линии 15 мм, минимальный радиус поворота 7,5 см. Допускается наличие углов не менее 90°.

Размеры робота не должны превышать 30х30 см., вес не более 3 кг.

Младшая категория 10-15 лет, старшая категория 16-20 лет.

Сумо

На поле выставляются два автономных робота. Цель робота, вытеснить противника за пределы поля. По команде судьи участники запускают своих роботов, при этом, робот должен начать движение не ранее чем через 10 секунд после команды судьи. Победителя матча определяет судья.

Размеры робота не должны превышать 25х25 см., вес не более 1,5 кг.

Младшая категория 10-12 лет, старшая категория 13-15 лет.

Мини-сумо

На поле выставляются два автономных робота. Цель робота, вытеснить противника за пределы поля. По команде судьи участники запускают своих роботов, при этом, робот должен начать движение не ранее чем через 10 секунд после команды судьи. Победителя матча определяет судья.

Размеры робота не должны превышать 10х10 см., вес не более 0,5 кг.

Младшая категория 10-15 лет, старшая категория 16-20 лет.

Робо-кросс

Автономный робот должен преодолеть дистанцию по заданной траектории. На пути следования робота могут находиться препятствия в виде перекрестков, ответвлений, инверсных участков поля и участков с искусственными преградами. Ширина линии 20мм.

Размеры робота не должны превышать 25х25х25 см., вес не более 1 кг.

Младшая категория 10-15 лет, старшая категория 16-20 лет.

Гонки андроидных роботов

Автономный человекоподобный робот должен преодолеть дистанцию 200см. за минимально возможное время.

Высота роботов не должна превышать 70 см. Длина ступни не должна превышать 20 см. ширина не более 7 см.

Возраст участников не ограничен.

Кегельринг

Робот должен выталкивать 6 кеглей из 8 за пределы ринга и оставить 2 помеченные кегли на ринге

25 см по ширине, 25 см по длине и 25 см по высоте

Младшая категория 10-12 лет, старшая категория 13-15 лет.

 

2.2. Конкурс проводится в следующих возрастных категориях:

  1. младшая (в зависимости от соревнования): от 10 до 12 лет включительно, в год проведения соревнований или от 10 до 15 лет включительно, в год проведения соревнований;
  2. старшая (в зависимости от соревнования): от 13 до 15 лет включительно, в год проведения соревнований или от 16 до 20 лет включительно, в год проведения соревнований;
  3. не ограниченная: возраст участников не ограничен.

Правила «Робо-кросс»

В этом состязании участникам необходимо подготовить автономного мобильного робота, способного проехать от зоны старта до зоны финиша по траектории, составленной из типовых элементов, преодолевая препятствия.

Проведение матча

-  Робот должен набрать максимальное количество очков, двигаясь по линии траектории от зоны старта до зоны финиша.

-  Во время проведения попытки участники команд не должны касаться роботов.

-  Если во время попытки робот съедет с черной линии, т.е. окажется всеми колесами или другими деталями, соприкасающимися с полем, с одной стороны линии, то попытка остановится (за исключением мест заранее оговоренных судьей) и робот получит очки, заработанные до этого момента.

-  Если во время попытки робот станет двигаться неконтролируемо или не
сможет продолжить движение в течение 20 секунд, то получит очки, заработанные до этого момента.

Требования к роботам

-  На роботов не накладывается ограничений на использование каких-либо комплектующих, кроме тех, которые могут как-то повредить поверхность поля;

-  Максимальные размеры робота 25х25х25 cм;

-  Максимальный вес робота не должен превышать 1 (один) килограмм;

-  Во время попытки робот не может менять свои размеры;

-  Робот должен быть автономным;

-  Робот, по мнению судей, повреждающий покрытие поля, будет дисквалифицирован на все время состязаний;

-  Перед началом раунда роботы проверяются на габариты.

Поле

-  Поле составлено из типовых элементов, выполненных из вспененного пластика (ПВХ);

-  Размер каждого элемента поля 30*30см;

-  Элементы поля могут быть «пустыми» (белое поле), с нарисованной траекторией (черная на белом фоне и белая на черном фоне) и с объемным препятствием;

-  Ширина линии трека 20 мм;

-  Траектория может состоять из следующих элементов:

 

Элементы поля черные на белом поле

Квадрат старт/финиш

Прямая линия

Гладкий поворот

Перекресток

 

 

 

 

Ответвление

Крутой поворот

Кривая Зигзаг

Пустая секция

 

 

 

 

Элементы поля белые на черном поле (инверсные)

Инверсный гладкий поворот

Инверсный перекресток

Инверсное ответвление

Инверсная прямая

 

 

 

 

Объемные элементы поля, препятствия

Гребенка

Лестница

Горка

Качели

 

 

 

 

 

Правила «Сумо» и «Мини-сумо»

Описание задания

Матч играется между двумя командами, в каждой один или более участников.

Каждая команда выставляет на ринг робота. Матч начинается по команде судьи, продолжается пока команда не набирает требуемое количество очков.

Победителя матча определяет судья.

Категории соревнований

Соревнования «Сумо» проводятся в следующих классах:

«Сумо 25х25»;

«Мини-сумо 10х10».

Требования к роботу

Перед началом соревнований все роботы, заявленные к участию, должны пройти проверку соответствия критериям для выбранного класса:

  • Сумо 25х25 - размеры робота не должны превышать 25х25 см., вес не более 1,5 кг;
  • Мини-сумо 10х10 - размеры робота не должны превышать 10х10 см., вес не более 500 грамм.

Общая масса робота в начале матча должна быть меньше предельно допустимой массы для его класса. Погрешность при измерении массы робота составляет 5 г.

Робот может увеличиваться в размерах после начала матча, но не должен физически разделяться на части и должен оставаться одним цельным роботом.

Роботы, нарушающие эти запреты, проигрывают матч. Винты, гайки, и другие части робота общей массой не более 5 г, выпадающие из робота, не приводят к проигрышу матча.

Все роботы должны быть автономны. Любые механизмы управления разрешены, если все их компоненты находятся на роботе, и механизм не взаимодействует с внешней системой управления (человеком, машиной и т.д.).

Каждый робот получает номер на регистрации. Участникам следует отображать этот номер на роботе, чтобы позволить зрителям и организаторам узнать их робота.

При конструировании робота запрещено использовать:

  • источники помех, такие как ИК-светодиоды, предназначенные для ослепления;
  • ИК-сенсоров соперника;
  • устройства, которые могут хранить жидкость, порошок, газ или другие вещества для выпускания в сторону соперника;
  • устройства, бросающие предметы в соперника;
  • липкие вещества для улучшения сцепления;
  • устройства для увеличения прижимной силы, такие как вакуумные насосы и магниты.

Шины и другие компоненты робота, контактирующие с рингом, не должны быть способны поднять и удерживать лист A4 плотностью 80 г/м2 более, чем две секунды.

Все края робота не должны быть способными каким-либо образом повредить ринг, других роботов или нанести вред игрокам. Допустимы края с радиусом более 0,1 мм. Судьи или организаторы могут потребовать покрыть изолентой края, если найдут их слишком острыми.

Участники имеют право на оперативное конструктивное изменение робота между раундами и матчами (в том числе ремонт, замена элементов питания и проч.), если внесенные изменения не противоречат требованиям, предъявляемым к конструкции робота, и не нарушают регламентов соревнований.

Характеристика ринга

Ринг должен быть круглой формы и соответствующих классу размеров.

Сумо 25х25 – диаметр поля 100 см., ширина границы 5 см., минимальное внешнее пространство 50 см.

Мини-сумо 10х10 - диаметр поля 77 см., ширина границы 2,5 см., минимальное внешнее пространство 50 см.

Граница маркируется белой линией по окружности на краю игровой поверхности, шириной соответствующей классу. Внутренняя зона ринга простирается до внешнего края этой линии.

Внутренняя зона ринга определяется как игровая поверхность, окружённая белой линией, включая данную линию. Всё за её пределами считается внешней зоной ринга.

Каждому классу соревнований соответствуют свои параметры ринга.

Вокруг ринга должно быть определённое для каждого класса свободное пространство. Оно может быть любого цвета, формы, из любого материала, если не нарушаются базовые основы этих правил. Это пространство с рингом в центре далее будет называться «зона ринга». Любые маркировки или части платформы с рингом, выходящие за пределы минимальных размеров, тоже будут считаться в зоне ринга.

Порядок проведения состязания

Расстановка роботов

По команде судьи две команды подходят к рингу, чтобы поставить на него роботов.

На ринг сбрасывается специальная метка, делящая ринг на четыре квадранта. Роботы всегда должны ставиться в двух противоположных квадрантах.

Каждый робот должен располагаться на границе поля в пределах соответствующего квадранта. Робот должен покрывать границу хотя бы частично.

Очередность расстановки роботов участниками, в раунде, определяется судьей перед началом поединка. После расстановки роботов больше перемещать нельзя.

Старт

При использовании ИК-приемника, судья начинает каждый раунд подачей стартового сигнала при помощи ИК-передатчика. Участники могут использовать свои собственные, либо готовые модули.

Без использования ИК-приемника судья анонсирует начало раунда. После того, как матч анонсирован, команды должны запустить роботов и покинуть зону ринга в течение пяти секунд. Роботы могут начать действовать только после пятисекундной паузы с момента анонса матча.

Остановка и возобновление матча

Матч останавливается и возобновляется, когда судья объявляет об этом.

Раунд должен быть остановлен и назначена переигровка в следующих случаях:

  • роботы сцепились или кружатся вокруг друг друга без заметного результата в течение 5 секунд;
  • оба робота перемещаются безрезультатно или останавливаются одновременно на 5 секунд, не касаясь друг друга;
  • если невозможно определить, есть ли заметный результат или нет, судья может продлить время наблюдения до 30 секунд;
  • если оба робота касаются пространства за пределами ринга в одно и то же время, и невозможно определить, кто коснулся первым.

Раунд не может быть переигран более трёх раз. Если после третьей переигровки результат раунда не может быть определён, то в этом раунде роботам засчитывается ничья, т.е. ни одному из роботов не засчитывается очко в этом раунде.

Участник может попросить остановить матч, если он/она получил травму, или робот получил повреждение, и игра не может продолжаться.

Участник получает два очка в случае, если матч не может продолжаться из-за травмы игрока или повреждения робота, полученных по вине противника.

Противник объявляется проигравшим. Если данная ситуация происходит в продленном матче, участник, получивший травму или повреждения робота, получает одно очко.

В случае если невозможно установить по чьей вине были получены травмы или повреждения, игрок, который не может продолжать матч, или просит остановить игру, проигрывает матч.

После прерывания матча по причине травмы участника или повреждения робота судейская коллегия определяет, будет ли продолжен матч.

Ход матча

Один матч состоит до 3 раундов, каждый раунд длится до 90 секунд. Время раунда может быть продлено судьями.

По истечении трех раундов побеждает команда, набравшая наибольшее количество очков. Когда ни одна из команд не может выиграть матч, проводится дополнительный раунд, в котором побеждает команда, первая получившая очко.

Иначе, победитель/проигравший в раунде определяется судьями посредством голосования. Матч заканчивается, когда судья об этом объявляет.

После объявления завершения матча команды должны забрать роботов из зоны ринга.

Если судья назначил дополнительный раунд, то такой раунд длится максимум 90 секунд.

Нарушения

При накоплении двух нарушений в ходе одного матча сопернику присуждается одно очко. Нарушениями является следующее:

  • требование участника остановить матч без веских причин;
  • участник тратит более 30 секунд на подготовку до возобновления матча, если только судья не продлил время;
  • робот начинает действовать до окончания пяти секунд после того, как судья анонсировал начало матча;
  • участник делает или говорит то, что ставит под сомнение честность матча;
  • участник кладёт любые механические приспособления на ринг;
  • участник касается робота или ринга во время раунда без разрешения судьи и в нарушении правил настоящего регламента.

Робот может быть дисквалифицирован в следующих случаях:

  • робот действует неавтономно (со стороны участника осуществляется управление роботом);
  • во время заезда участник коснулся полигона или робота;

Условия дисквалификации

Следующие факторы принимаются во внимание при определении победителя:

  • техническая изощрённость движений и действий робота;
  • штрафные очки за время матча;
  • поведение игроков во время матча.

Матч выигрывает робот, набравший большее количество очков в раундах.

Подсчет очков

Ниже приведены правила присуждения очков для следующих классов роботов:

«Сумо 25х25»;

«Мини-сумо 10х10»;

Очко присуждается роботу в случае, если:

  • робот в соответствии с правилами вынуждает робота-соперника коснуться пространства вне внутренней зоны ринга, включая боковую сторону ринга;
  • робот-соперник коснулся пространства вне внутренней зоны ринга сам по себе;
  • если робот продолжает движение, а робот-соперник перестаёт функционировать, то после 5 секунд роботу присуждается очко, а робот-соперник объявляется нежелающим сражаться;
  • если робот опрокидывается в пределах внутренней зоны ринга или  в аналогичных случаях, очко не засчитывается, а матч продолжается.

Правила «Гонки андроидных роботов»

Описание задания

Робот должен пройти вперед от старта до финиша как можно быстрее.

Характеристика поля

Поле представляет собой трассу, обрамленную бортиками с двух сторон.

Цвет трассы – любой.

Цвет бортиков – любой.

Ширина трассы не менее 70 см.

Высота бортиков – 10 см.

Расстояние между линиями старта и финиша – 200 см.

Требования к роботу

Робот должен представлять собой двуногого шагающего гуманоида, способного перемещать свой центр массы для поддержания равновесия во время ходьбы.

К соревнованиям не допускаются готовые (магазинные) роботы, собранные на базе готовых наборов и готовыми алгоритмами движения

Робот должен иметь следующие части:

● Голову;

● Две руки;

● Две ноги.

Нога робота является его неотделимой частью, контактирующейся поверхностью поля.

Ступни могут быть любой длины и формы с учетом следующих требований:

- максимальная длина ступни должна составлять менее 50% всей длины ноги робота;

- максимальная длина ступни должна быть меньше 20 см.;

- контуры левой и правой ступней не должны перекрывать друг друга;

- высота робота в стоящем положении должна быть меньше 70 см.

Под длиной ноги подразумевается расстояние между точкой соприкосновения ступни с полом и точкой соединения ноги с верхним корпусом робота. Длина каждой руки не должна превышать длину ноги.

Порядок проведения соревнования

Каждой команде дается не менее двух попыток (точное число определяется судейской коллегией в день проведения соревнований).

Длительность одной попытки не должна превышать 3 минут.

На момент старта робот должен полностью находиться за линией старта.

Робот должен быть включен или инициализирован вручную в начале состязания по команде судьи. После инициализации робот должен быть полностью автономным.

Запрещается движение робота приставным шагом.

Выполнение задания заканчивается по команде судьи после пересечения роботом линии финиша. Считается, что робот пересёк линию, если большая его часть находится за ней.

По решению судьи, попытка может быть завершена досрочно.

Во время состязания участникам запрещено касаться корпуса робота или полигона.

Запрещено дистанционное управление или подача роботу любых команд.

Остановка выполнения задания

Выполнение задания может быть прервано, и время остановлено в следующих случаях:

- если робот упал и в течение 10 секунд не смог подняться;

- если нарушен регламент соревнований;

- если отведенное на выполнение задания время истекло.

Условия дисквалификации

Робот может быть дисквалифицирован в следующих случаях:

- робот действует неавтономно (со стороны участника осуществляется управление роботом);

- робот движется приставным шагом;

- если любой член команды коснулся корпуса робота и/или поля.

Подсчет очков

В зачет принимается лучшее время из попыток.

Победителем объявляется команда, робот которой добрался от линии старта до линии финиша за наименьшее время.

В случае, если ни один из роботов не добрался до финиша, победителем объявляется команда, робот которой прошёл наибольшее расстояние.

 

Правила линия

Описание задания

Суть выступлений команд заключается в прохождении траектории по заданному маршруту за минимальное время;

Перед началом выступлений каждая команда должна пройти проверку:

  • на соответствие заявке (имя участника, название команды, возрастная категория);
  • на отсутствие у робота элементов, наносящих повреждения полю;

Максимальное время перерыва между попытками одной команды – 2 минуты;

Каждой команде предоставляется 3 попытки;

Требования к полю и линии

Общие требования к полю приведены в общем регламенте вида состязаний.

Для категории «Широкая линия» определены следующие требования к линии: ширина линии: 50 мм, радиус кривизны: не менее 300 мм. На линию для категорий «Широкая линия» дополнительно налагаются ограничения:

  •  Линия для следования начинается в зоне старта и заканчивается в зоне финиша;
  •  Начальные и конечные точки линии должны быть четко выделены с помощью поперечной линии;
  •  Линия ни в каком месте не должна пересекать саму себя;
  •  Минимальное расстояние, на которое линия может приближаться к краю соревновательного поля должно быть не менее 20 см при измерении от центра линии.

Для категории «Узкая линия» определены следующие требования к линии: ширина линии: 15 мм, радиус кривизны: не менее 75 мм.

На линию для категорий «Узкая линия» дополнительно налагаются ограничения:

  •  Линия для следования начинается в зоне старта и заканчивается в зоне финиша;
  •  Начальные и конечные точки линии должны быть четко выделены с помощью поперечной линии;
  •  Линия ни в каком месте не должна пересекать саму себя;
  •  Минимальное расстояние, на которое линия может приближаться к краю соревновательного поля должно быть не менее 15 см при измерении от центра линии;
  •  Возможны углы не менее 90 градусов.

Требования к роботу

Робот должен быть полностью автономным. Готовые роботы, не требующие сборки, включая, но не ограничиваясь, Polulu 3pi, SumoBot от Parallax, Sumovor от Solarbotics, имеющие готовые алгоритмы прохождения линии, не допускаются к участию в соревновании. Высота робота не ограничена.

Для всех категорий линия определены следующие требования к роботам:

  •  длина: не более 30 см;
  •  ширина: не более 30 см;
  •  масса: не более 3 кг.

Порядок проведения состязаний

Перед началом заезда робот устанавливается в зону старта.

В соревновании робот участника стартует и финиширует на одной стартовой позиции.

На прохождение дистанции команде дается не менее двух попыток. Точное число определяется судейской коллегией в день проведения соревнований. В зачет принимается лучшее время из попыток.

На выполнение одной попытки роботу даётся время в соответствии с выбранной категорией соревнования. Для категории «Широкая линия» - 60 сек. Для категории «Узкая линия» - 120 сек.

Время заезда отсчитывается от момента пересечения роботом линии старта до момента пересечения роботом линии финиша. Робот пересекает линию, когда самая передняя его часть касается или пересекает линию.

Время попыток должно быть зафиксировано электронной системой ворот или судьей по секундомеру, в зависимости от доступности оборудования. В любом случае зафиксированное время должно быть окончательным.

Заезд останавливается в следующих случаях:

- робот полностью выполнил задание;

- закончилось время, отведённое на выполнение заезда;

- робот сошел с линии и вернулся на другом участке линии (срезал линию или поворот);

- робот был дисквалифицирован в ходе заезда.

Условия дисквалификации

Робот может быть дисквалифицирован в следующих случаях:

- робот действует неавтономно (со стороны участника осуществляется управление роботом);

- во время заезда участник коснулся полигона или робота;

- робот покинул поле (любая точка опоры робота коснулась поверхности за пределами поля);

- робот сошел с линии более чем на 5 секунд;

- робот сошел с линии и вернулся на линию в точке, расположенной после схода с линии.

Считается, что робот покинул линию (сошёл с линии), если никакая часть робота или его проекция не находится на линии. Длина робота в этом случае считается по колесной базе.

Порядок отбора победителя

Победителем будет объявлена команда, потратившая на преодоление дистанции наименьшее время и остальные вышеуказанные условия и требования к роботам.

 

Правила «Кегельринг»

Описание задания

Суть выступлений команд заключается в выталкивании роботом 6 кеглей из 8 за пределы ринга и оставить 2 помеченные кегли на ринге.

Каждой команде предоставляется 3 попытки.

Счет в рамках одной попытки ведется на количество вытолкнутых за пределы ринга кеглей и на время, прошедшее с момента старта попытки до момента выталкивания последней кегли.

Максимальная продолжительность попытки – 2 минуты.

Требования

Перед началом выступлений каждая команда должна пройти проверку:

  • на соответствие заявке (имя участника, название команды, возрастная категория);
  • на размеры робота – 25 см по ширине, 25 см по длине и 25 см по высоте;
  • на отсутствие у робота элементов, наносящих ущерб людям, роботам, кеглям или полям, в том числе царапающих, стреляющих, липких, вакуумных, магнитных, сыпучих, горючих и мокрых элементов;
  • на отсутствие у робота элементов, увеличивающих размеры робота за пределы допустимых.

Порядок проведения состязаний

Попытки каждой команды проводятся подряд, с перерывами.

Максимальное время перерыва между попытками одной команды – 2 минуты.

Попытка останавливается в любом из следующих случаев:

  • когда все кегли вытолкнуты;
  • при достижении максимальной продолжительности попытки;
  • когда робот находится за пределами белого ринга больше 3 секунд.

Попытки проводятся на ринге, который состоит из круглого поля белого цвета диаметром 100 см и ограничивающей поле черной линии шириной 5 см (подробная конфигурация ринга публикуется на сайте Чемпионата), зона ринга – не менее 50 см вокруг него.

Каждая кегля является алюминиевой банкой диаметром 66 мм и высотой 115 мм.

Перед каждой попыткой на специальные места на ринге выставляются 8 кеглей.

Кегля считается вытолкнутой, когда она полностью находится за пределами белой части ринга.

Условия дисквалификации

Робот может быть дисквалифицирован в следующих случаях:

- робот действует неавтономно (со стороны участника осуществляется управление роботом);

- во время заезда участник коснулся полигона или робота.

Порядок отбора победителя

Победителем поединка считается команда, робот которой вытолкнул за пределы ринга максимальное количество кеглей за исключением 2 помеченных за минимальное время.

В целях определения победителя от каждой команды считается приоритетным результат, когда робот оставляет помеченные кегли на ринге и берется результат ее лучшей попытки.

 

3. Правила конкурса «Задания для WRO 2019 (Regular Category)»

3.1. Данный конкурс является региональным отборочным этапом Всемирной олимпиады роботов (World Robot Olympiad, WRO) по основной категории (Regular Category).

3.2. Конкурс проводится по трем номинациям, каждая номинация соответствует определенной возрастной категории:

1.Regular Category (Основная категория)

Общие правила категории (https://cloud.mail.ru/public/3Ukp/cLkY5YGcE)​

  1. Elementary (Младшая возрастная) (https://cloud.mail.ru/public/8qqW/1NCUW21h6)
  2. Junior High (Средняя возрастная) (https://cloud.mail.ru/public/FzXJ/2kthuuSTo)
  3. Senior (Старшая возрастная) (https://cloud.mail.ru/public/EVDn/knmAZbUA9)

 

2. WRO Football (Футбол роботов)

* регистрация команд проводится на сайте (http://wro.nis.edu.kz)

 

  1. Правила конкурса «WRO 2019 (WeDoCategory  (до 10 лет, проводится ТОЛЬКО на региональном этапе)

* регистрация команд проводится на сайте  (http://wro.nis.edu.kz)

Приложение 3

к Положению о проведении

в г. Алматы VI Открытого чемпионата по научно-техническому творчеству и робототехнике

 

Темы направления «Устойчивое развитие региона»

1. Транспорт:

  • Авиа симулятор.
  • Информация:
    • на общественном транспорте;
    • на остановках (как ее позиционировать).
  • Информирование пешеходов, жителей и водителей:
    • о пробках;
    • о свободных парковках;
    • о прибытии автобусов и расписании их движения.
  • Контроль дорог и инфраструктуры (остановок, тротуаров, дорог, знаков).
  • Логистика в торговле (расчет перемещения товаров, прогнозирование необходимых товаров и материалов).
  • Оценка качества дорожного покрытия, распознавание типа дороги с помощью смартфона.
  • Передвижение по скалистой местности и труднодоступным местам (конструкторское решение).
  • Расчет трафика на перекрестке с определением типа автотранспортных средств.
  • Уборка снега, механизированная беспилотная установка (конструкторское решение).
  • Учет количества входящих и выходящих пассажиров на общественном транспорте, количества людей на остановках общественного транспорта и станциях метро.

2. Безопасный город:

  • Аутентификация и авторизация граждан.
  • Защита личной информации граждан.
  • Контроль исполнения обращений граждан.
  • Контроль подземных шахт (конструкторское решение).
  • Определение Бала риска и методы и виды его расчётов.
  • Определение поведенческой модели человека.
  • Охрана городской территории, типы роботов (конструкторское решение.)
  • Поиск фотоснимка среди похожих изображений.
  • Фиксация дорожно-транспортных происшествий (быстрое протоколирование).

3. Образование:

  • Интерактивный контент для обучения.
  • Наборы и модели для робототехники и приборостроения (конструкторское решение).
  • Улучшение процесса обучения.

4. Жители:

  • Городской гид (конструкторское решение).
  • Медицинское обслуживание граждан.
  • Мониторинг СМИ и соцсетей.
  • Мониторинг YouTube.
  • Планирование строительства и затрат на него.
  • Площадка для обмена идеями, их обработка и анализ, публикации мнений экспертов по узконаправленным вопросам в разных сферах.
  • Распознавание голосовых команд и их исполнение (команды могут даваться разными предложениями, не специально заданные).
  • Распознавание лицо людей с учётом препятствий, изменения внешности.
  • Распознавание речи или отпечатка голоса конкретного человека (не включая распознавание голоса: текста или конкретного произнесенного слова), конвертация звука в текст.
  • Решения для слабослышащих и слабовидящих людей.
  • Семантический анализ текста (не путать с синтаксическим анализом), анализ зависимых предложений, анализ «почерка» (стилистики).
  • Система общения с человеком на любые бытовые темы.
  • Умный дом, квартал, город.
  • Учет сотрудников и их оценка.
  • Экзо скелет (конструкторское решение).

5. Экология:

  • Анализ почвы.
  • Датчики для получения информации об окружающей среде.
  • Гидравлика, расчет воды в замкнутом кольце, расчет расхода воды.
  • Гидропоника и аэропоника.
  • Контроль твердых бытовых отходов и мониторинг их вывоза.
  • Контроль уборки территорий.
  • Мониторинг воздуха.

 

 

Просмотров: 530


Добавить комментарий



Включить данные в подпись

Текст